У нас: 141825 рефератів
Щойно додані Реферати Тор 100
Скористайтеся пошуком, наприклад Реферат        Грубий пошук Точний пошук
Вхід в абонемент


Мунтасер Абу Зейд

Мунтасер Абу Зейд

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ПАЛЕСТИНСКОГО ГОСУДАРСТВА В НАЧАЛЕ 1990-х гг.

Кардинальные изменения на геополитической карте мира, происшедшие в конце 1980-х - начале 1990-х гг., привели к созданию новых условий для решения самого застарелого регионального конфликта современности - арабо-израильского противостояния. С распадом Советского Союза Соединенные Штаты фактически превратились в полновластного вершителя судеб ближневосточного региона. Израиль, в известной степени, стал терять свое значение в качестве форпоста американской политики на Ближнем Востоке. Позиции арабской и израильской сторон стали менее враждебными. Сложилось общее понимание исключительной важности палестинской проблемы как важнейшего аспекта ближневосточного урегулирования. Убеждение заинтересованных сторон в том, что ее справедливое решение с одновременной гарантией безопасных и признанных границ Израиля открыло дорогу арабо-израильскому переговорному процессу 1990-х гг. и, в конечном счете, привело к формированию основ Палестинского государства.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы определить значение палестино-израильских договоренностей, достигнутых в начале 1990-х гг., для формирования международно-правовой основы Палестинского государства.

Следует отметить, что проблема ближневосточного урегулирования, как никакая другая, привлекает пристальное внимание ученых, аналитиков и политических деятелей. С точки зрения политической и мировоззренческой ориентации, исследования по данной проблеме можно разделить на две большие группы: 1) произраильские и 2) проарабские или пропалестинские. Необходимо выделить и третью группу публикаций, авторы которых стремятся дать объективную картину событий, происходивших в регионе в 1990-х гг. Среди последних в наибольшей степени выделяются монографические исследования известных российских арабистов Е. Д. Пырлина, К. И. Полякова, А. Ж. Хасянова, палестинского исследователя Талала Абу Афифа.

Принципиальные выводы и заключения автора опираются на достаточно широкий круг источников и документального материала. В этой связи следует отметить прежде всего резолюции Совета Безопасности ООН (№ 242 и 338) и решения международных конференций по урегулированию арабо-израильского конфликта. Ценная информация почерпнута из воспоминаний одного из лидеров Организации Освобождения Палестины Абу Мазена (Махмуда Аббаса) - нынешнего главы Палестинской национальной автономии.

Главным препятствием на пути к мирному разрешению арабо-израильского конфликта была обструкционистская позиция израильского руководства, упорно стремившегося не допустить к переговорному процессу Организацию Освобождения Палестины (ООП). Однако реалии международной жизни начала 1990-х гг. заставили Израиль отказаться от неуступчивой позиции по ближневосточному урегулированию. После победы над Ираком в зоне Персидского залива США недвусмысленно дали понять израильскому руководству, что безопасность Израиля может быть обеспечена за счет удовлетворения законных прав палестинского народа. «Нам теперь надо сделать все возможное, чтоб закрыть пропасть, отделяющую еврейское государство от арабских стран и израильтян от палестинцев», - заявил президент Дж. Буш Старший, выступая 6 марта 1991 г. перед Конгрессом США [1, с. 285]. Принцип «справедливость в обмен на безопасность» встретил положительный отклик со стороны международного сообщества, в том числе СССР.

Благодаря активной дипломатической деятельности США и СССР 30 октября - 3 ноября 1991 г. в торжественной обстановке прошла Мадридская конференция по ближневосточному урегулированию. В Мадриде впервые встретились вместе участники арабо-израильского конфликта, включая Израиль, Сирию, Ливан, Иорданию и палестинцев.

Основополагающие принципы и содержательные аспекты предстоящей конференции были изложены в советско-американском приглашении на мирную конференцию, направленном всем заинтересованным сторонам 18 октября 1991 г. [2, с. 502-503]. США и СССР брали на себя обязанность коспонсоров конференции, целью которой провозглашалось «достижение реального мира». Обе великие державы изъявляли готовность оказывать содействие сторонам в достижении справедливого, длительного и всеобъемлющего мирного урегулирования путем ведения прямых переговоров по двум направлениям: между Израилем и арабскими государствами, а также между Израилем и палестинцами, основываясь на резолюциях 242 и 338 Совета Безопасности ООН. Палестинцы были приглашены и приняли участие в конференции в составе совместной иордано- палестинской делегации. Предусматривались многосторонние и прямые двусторонние переговоры. Для многосторонних переговоров очерчивался круг вопросов регионального значения: контроль за вооружениями, региональная безопасность, проблема беженцев, а также проблемы водных ресурсов, окружающей среды, экономического развития и другие вопросы, представляющие взаимный интерес.

Особое внимание в приглашении уделялось палестинской проблеме. По существу в нем закладывались основные принципы и хронологические рамки ее предстоящего решения. В частности, подчеркивалось: «Что касается переговоров между Израилем и палестинцами, которые являются частью совместной иордано-палестинской делегации, переговоры будут проводиться поэтапно, начиная с обсуждения промежуточных договоренностей о самоуправлении. Эти переговоры будут проводиться с целью достижения соглашения в течение года. Промежуточные договоренности о самоуправлении, в случае их принятия, будут иметь силу на протяжении периода в пять лет. Начиная с третьего года периода действия промежуточных договоренностей о самоуправлении, будут проводиться переговоры о постоянном статусе. Эти переговоры о постоянном статусе, а также переговоры Израиля с арабскими государствами, будут проводиться на основании Резолюций 242 и 338» [2, с. 503]. По мнению профессора Френсиса Бойля, юридического советника палестинской делегации, в советско-американском приглашении впервые выражена идея прямых переговоров между Израилем и палестинцами [3, с. 129]. В то же время обращает на себя внимание то обстоятельство, что в нем ни разу не была упомянута ООП, отсутствовало также понятие независимого палестинского государства. Конференция не обладала полномочием обязывать стороны выполнять ее решения, а также полномочием налагать вето на достигнутые ими договоренности. Она не имела также права принимать решения от имени сторон и выносить на голосование какие-либо вопросы


Сторінки: 1 2 3 4 5 6 7