У нас: 141825 рефератів
Щойно додані Реферати Тор 100
Скористайтеся пошуком, наприклад Реферат        Грубий пошук Точний пошук
Вхід в абонемент





А

А.В. Трофимчик

СОВЕТСКАЯ ШКОЛА В ЗАПАДНЫХ ОБЛАСТЯХ БССР 1939 - 1941 гг.: ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ, ФУНКЦИИ ШКОЛЫ, ФРОНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Создание советской системы просвещения в западных областях Белоруссии диктовало коренные изменения содержания школьного образования. В историографии данная тема не нашла должного внимания. А между тем в политике советизации школа играла одну из ведущих ролей. Поэтому исследования в области просвещения имеют немаловажное значение для характеристики исторических процессов на присоединяемых к СССР землях. Как и зачем преобразовывалась деятельность школы на землях с недавним капиталистическим прошлым - главная цель нашей работы.

Обучение в школе И Речи Посполитой имело приоритеты государственной политики - в определенном роде шовинистической. С другой стороны, программа предыдущей школы была с ярко выраженным гуманитарным уклоном: в "повшехной" школе Ш ступени, например, значительную часть занимали такие предметы, как пение, религиоведение, польский язык и сравнительно мало часов предполагалось для изучения арифметики, географии, природоведения [1.-Ф. 7580 "П".-Оп.1-Д.430.-Л.11-13].

После 17 сентября 1939 г. школа становится проводником новой идеологии. Квинтэссенция ее требований к школьному образованию четко выражена в отчете Вилейского обкома КП(б)Б: "В системе коммунистического воспитания трудящихся школа занимает особо важную роль. Перед школой стоит задача подготовить всесторонне развитых членов коммунистического общества. Она должна обеспечить действительное, прочное и систематическое усвоение детьми основ наук, знание фактов и навыки правильной речи, письма, математических упражнений и пр." [2.-С.323]. Обычно подчеркивалась первоплановость того, что новая школа должна "воспитывать в духе патриотизма, интернационализма и быть школой коммунизма" [3.-С.173]. К тому же перед школой бывших "крэсов северо-восточных" ставилась задача "в наиболее короткие сроки и наиболее эффективно перестроить идеологию учащихся и привить им наше коммунистическое мировоззрение" [4.-Ф.4.-Оп.27.-Д.240.-Л.18]. Кроме того, можно выделить еще две характеризующие формирующуюся школу черты: 1) предпочтение не гуманитарным, а точным дисциплинам и связь последних с практикой; 2) жесткое антирелигиозное воспитание.

Соответствующим образом изменялись программы обучения. Система "повшехных" школ и дифференцированное обучение в гимназиях и лицеях для структуры советского просвещения являлись слишком сложными [2.-С.360]. С января 1940 г. все школы переходили на единые программы, отличавшиеся лишь языками обучения в разных национальных школах. Поскольку 1939/40 учебный год являлся этапным при унификации школ западных областей Белоруссии, для них были разработаны специальные программы с учетом знаний, приобретенных учащимися в школах Польши, по выражению П. Паномаренко, "в сторону... идейного и академического оздоровления" [5.-С.3].

"Переходные" таблицы дают представление об уклоне содержания программ в советской школе. Математические предметы вместе с физикой и химией занимают значительную, гораздо большую, чем ранее, часть программы, а в старших классах им отводилось более 1/3 учебного времени. Что касается гуманитарных дисциплин, то некоторые из них были убраны из программы (религиеведение), некоторые подверглись сокращению по времени (пение, рисование), а большинство - заменено предметами, соответствующими понятиям коммунистической идеологии и так называемой ленинско-сталинской национальной политики. Среди школьных предметов появились история СССР, Конституция СССР, военное дело, белорусский и русский языки в каждой школе, несмотря на язык преподавания.

В первую очередь, еще до официального перевода школ на советские программы, Наркомпрос дал всем директорам школ указание о прекращении преподавания религиозного предмета и снятии во всех школах крестов (7 декабря 1939 г.) [4.-Ф.4.-Оп.21.-Д.1774.-Л.18]. А вскоре программы школ западных областей стали вообще антирелигиозного содержания. Говорилось, что "преподавание каждого предмета учитель может и должен сделать средством антирелигиозной пропаганды" [6.-С.9], для чего готовилась соответствующая теоретическая база [7.-С.20-35; 8.-С.80-83].

Преподавание предметов сводилось к полному отсутствию либерализма и подчинялось в каждом своем моменте господствующей идеологии. Природоведение, например, основывалось на трудах Мичурина и Лысенко [3.-8.174]. А наиболее политизированным предметом была история, развитие которой объяснялось через призму марксизма-ленинизма с акцентом на освободительную роль Страны Советов и мировую революцию. Практическим материалом даже при преподавании точных дисциплин должны были служить примеры из социалистического строительства и противостояния социалистического строя с капиталистическим, где социализм имел наивысшие показатели. Не допускались примеры, в которых советская власть могла каким-то образом дискредитироваться, что угрожало последствиями вплоть до ареста. Неудовлетворительным признавалось обучение, в котором «учитель недостаточно связывает преподаваемый материал с интернациональным и антирелигиозным воспитанием учеников" [1.-Ф.7580 "П".-Оп.1.-Д.427.-Л.14].

Особого внимания заслуживает анализ программ преподавания языков, ситуация с которыми имела наибольший резонанс как в школах, так и высших инстанциях.

Первоначально предполагалось "в целях ликвидации отсталости в знаниях русского и белорусского языков, не нарушая количества часов, отведенных на общеобразовательные предметы, разрешить Наркопросу БССР увеличить количество часов по учебному плану на изучение русского и белорусского языков во всех школах по два часа в неделю на каждый класс сверх нормы учебного плана" [4.-Ф.4.-Оп.27.-Д.158.-Л.47]. Планировалось "ввести изучение русского языка в белорусских школах и школах национальных с 3-го класса; изучение белорусского языка в русских школах ввести с 3-го класса, а в школах национальных - со 2-го класса" [2.-С.303]. Однако организовать обучение такому количеству языков по причине острой нехватки кадрового ресурса не представлялось возможным, по крайней мере в ближайшее время. А в 1939/40 учебном году Наркомпросом признавалось необходимым «установить следующие обязательные для изучения языки:

а) в белорусских школах - белорусский;

б) в русских школах - русский и белорусский;

в) во всех национальных школах, кроме родного языка, вводится для обязательного изучения белорусский


Сторінки: 1 2 3 4 5 6 7 8 9