У нас: 141825 рефератів
Щойно додані Реферати Тор 100
Скористайтеся пошуком, наприклад Реферат        Грубий пошук Точний пошук
Вхід в абонемент


Николай Николаенко

Николай Николаенко

Военно-Грузинская дорога и Владикавказский линейный казачий полк (первая половина XIX в.)

Регион Северного Кавказа, с его многонациональной культурой, к которой принадлежит и казачество, занимает особое место в Российской Федерации. Казачество является сложившейся культурно-исторической общностью, соединившей в себе черты многих этносов: русских, украинцев и их локальных вариантов. История казачества характеризуется многообразием событий и их подчас внешней противоречивостью, единением и разногласием с государствами, в которых они проживали. Эти факторы составляют своеобразный фон, на котором протекал процесс формирования такой оригинальной этносоциальной группы, как казачество. В недавнем прошлом отказ от принципа историзма привёл к созданию необъективной версии отечественной истории, в том числе и истории казачества. С начала 1990-х годов, т.е. со времени начала возрождения казачества, начался принципиально новый этап изучения казачьего феномена. Возникновение широкого движения за возрождение казачества, его поддержка государством активизировали и научно-практическую деятельность учёных - историков, политологов, этнографов. Включение казачества в систему российской государственности предполагало выполнение определённых функций, одной, из которых, является функция защиты Отечества. Вследствие этого, в данной статье, автором предпринята попытка на примере Владикавказского линейного казачьего полка, показать существенный вклад украинского казачества в дело обеспечения защиты участка основной коммуникации, которая связывала территорию Северного Кавказа с Закавказьем.

После вступления Карталино-Кахетинского объединенного восточно-грузинского царства под покровительство Российской империи согласно Георгиевскому договору 1783 г. была проложена через Дарьяльское ущелье и Крестовый перевал дорога в Тифлис [1]. Эта дорога, связывавшая Закавказье с Северным Кавказом, в дальнейшем получила название Военно-Грузинской. Для защиты дороги от возможных нападений немирных горцев, от Моздока до входа в Дарьяльское ущелье, было построено три редута: Григориополисский, Камбилеевский, Потемкинский и укрепление Владикавказское [2].

В 1787 г. ввиду готовившегося разрыва между Россией и Турцией, находившиеся в Закавказье российские войска были отозваны на Северный Кавказ. После вывода российских войск из Грузии построенные укрепления были оставлены [3].

Тем не менее, накануне присоединения Грузии к Российской империи в начале XIX в., российскими властями было принято решение, о необходимости восстановления транспортного сообщения с Закавказьем.

Так, в 1800 г. были восстановлены дорога и укрепления [4]. В 20-е г. XIX в. старая дорога от Моздока до Владикавказа была оставлена. По приказу командира отдельного Грузинского корпуса и главноуправляющего гражданской части на Кавказе и в Астраханской губернии генерала А. П. Ермолова был проложен новый путь к Владикавказу из Екатеринограда [5]. Это решение А. П. Ермолова объяснялось тем, что прежняя дорога была неудобна для движения транспортов и, самое главное, подвергалась разбойничьим нападениям со стороны немирных горцев. Небольшие разбойничьи группы, используя, в качестве прикрытия, лесистую местность постоянно совершали неожиданные налеты на транспорты, грабили и захватывали в плен проезжающих [6].

Теперь же, новая дорога была прикрыта, со стороны возможных нападений разбойников, рекой Тереком, а справа - укреплениями, которые были выстроены в Кабарде в 1822 г. Укрепления получили наименования: Каменный мост, Баксанское, Мечетское, Нальчикское, Чегемское, Урванское, Черекское и были расположены от Ардона до Каменного моста на реке Малке. Эта оборонительная линия стала называться Кабардинской [7]. Для защиты проезжающих по дороге с 1825 по 1826 гг. были построены укрепления: Пришибское, Урухское, Верхнеджулатское (Миноретское), Дурдурское, Ардонское и Архонское [8].

Охраняли путь регулярные войска с орудиями и донские казаки. На всем протяжении от Екатеринограда до Коби были размещены постами команды донских казаков, на которых были возложены обязанности по охране проезжающих и почты [9]. Как отмечал один из современников «от Екатеринодара начиналось движение под сильным конвоем с оказией, отправляемой один раз в неделю. Оказия состояла из сотни казаков и 50 человек регулярного войска с двумя пушками, по Кабарде сопровождавшая движение до Владикавказа. Протяжение пути было 100 верст, и движение продолжалось трое суток» [10].

Однако в конце 20-х начале 30-х гг. XIX в. военно-политическая обстановка на территории Северо-Восточного Кавказа резко обострилась. Так, в декабре 1828 года, первым имамом Чечни и Дагестана был провозглашен Гази-Магомед, который принялся фанатично распространять идею мюридизма о построении государства «истинных магометан». В 1829 году он объявил «газават» - священную войну неверным гяурам - русским [11]. Военная обстановка в данном районе Северного Кавказа накалилась, боевые действия активизировались. Сторонники имама заняли большую часть Аварии. В начале 30-х гг. ситуация еще более осложнилась. Гази-Магомед, собрав значительные силы, устремился на равнину Дагестана. Войска имама 25 мая 1831 г. осадили крепость Бурную. В августе того же года отряды, под его непосредственным руководством, более полумесяца пытались овладеть крепостью Внезапною. В том же месяце его войска в течение восьми дней держали в блокаде город Дербент. В ноябре Гази-Магомед осуществил стремительный поход на север, разорил город Кизляр [12]. Гази-Магомеду удалось нанести крупное поражение российским войскам. В густом лесу колонна российских войск подверглась внезапному нападению, и была разгромлена.

Из 2500 солдат и офицеров 400 было убито или ранено. Кроме того, горцы сумели захватить в качестве трофея одну пушку [13].

Военные победы имама над регулярными войсками отрицательным образом повлияли на военно-политическую обстановку в районе Военно-Грузинской дороги. На сторону имама перешли многие горские общества. Горские отряды перерезали основные коммуникации вдоль Военно-Грузинской дороги. В марте 1832 г. Гази-Магомед совершил,


Сторінки: 1 2 3 4 5