УДК 141
УДК 141.7
Гавеля В. Л.
СОЗНАНИЕ СВОБОДЫ И СОЗНАНИЕ ЦЕЛИ В СОЦИАЛЬНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ УСТРЕМЛЕНИЯХ
ЧЕЛОВЕКА
У підсумку свобода людини в економічних, соціальних і політичних системах являється свободою її волі, не тільки індивідуально спрямованою, але й гарантованою соціумом через його інститути. У статті розглядається та аналізується системність взаємовідносин особистості і суспільства, коли соціальне життя виступає як квантифікована цілями політична система.
Ключові слова: політична ціль, свобода, політична система, соціальне життя, воля, цінності, детермінізм, цілевстановлення.
В итоге свобода человека в экономических, социальных и политических системах является свободой ее воли, не только индивидуально направленной, но и гарантированной социумом через его институты. В статье рассматривается и анализируется системность взаимоотношений личности и общества, когда социальная жизнь выступает как квантификованая целями политическая система.
Ключевые слова: политическая цель, свобода, политическая система, социальная жизнь, воля, ценности, детерминизм, целеустановление.
In the final analysis person's freedom in economic, social and political systems is the liberty of his will, not only individually directed, but it is guaranteed by society through all its institutions. The system of relationship between a person and society when social life is like «quanted» with the help of aims political system is examined in the article.
Key words: political goal, freedom, political system, social life, goal-setting, will, values, determinism.
Исследование структуры политического целеполагания показывает, что политическая цель не имеет сквозного характера, в своем движении к результату она непрерывно корректируется напряжением политической же воли. Воля - это одна из важнейших сторон психической жизни человека. Собственно политическая свобода - это свобода воли. Она всегда связана с преодолением каких- то препятствий, затруднений и выражается в сознательных действиях и поступках, направленных на достижение поставленных политических целей. Воля может быть направлена только на субъективно ценное, поэтому она зависит от индивидуальной субординации политических ценностей. Воление, а следовательно, и ценность или ситуации и вещи, обладающие ценностью, обнаруживаются в пределах некоторой ситуации, которая есть цель и ее реализация на пути преодоления препятствий. Эти препятствия в своей значительной мере создаются обстоятельствами, не зависящими от человека. Нельзя сбрасывать со счета и внутренние мотивации и препятствия. Человека могут обуревать противоречащие друг другу чувства и стремления, которые отклоняют его от поставленной политической цели, мешают владеть своим поведением, руководствоваться сознанием долга и доводами разума. Поэтому коррективы политической цели могут быть спонтанными, неосознанными.
Воля, как и политическая цель, является духовным актом и в этом качестве может быть только свободной волей, т. е. здесь осуществляется субъективный выбор среды, ассортимента мотивов. Важно заметить, что выбор и его мотивы могут расходиться с самим интересом человека, более того, воление в целеосуществлении простирается до самопожертвования и даже самоубийства. А. Шопенгауэр создал метафизику всеобщей воли, проявляющуюся в объективном смысле как природа, включая и само биологическое тело человека, а в субъективном плане - как сознательная воля. Он писал: «Свободной, следовательно, будет такая воля, которая не определяется основанием... иными словами ее отдельные проявления (волевые акты) безусловно и вполне независимо будут вытекать из нее самой, непорождаемые с необходимостью предшествующими обстоятельствами, а стало быть, также и неподчиненные никаким правилам. Однако и для этого понятия имеется свой terminas technicus (лат. - технический термин): это liberum arbitrum indifferentiae (лат. - безразличная свобода воли) [13, с. 49].
Субъективные факторы тоже влияют на активность человека в достижении политической цели, и для их преодоления необходимо волевое усилие. Свободен ли человек в своих действиях, или все его поступки и начинания стиснуты жесткими рамками необходимости? Это отнюдь не праздный вопрос, он связан с проблемами юридической практики и проблемами воспитания человека.
Наконец, проблема свободы воли - извечная тема богословских споров во всех религиях. Для религии единственным источником абсолютно свободной воли есть бог. Божественная воля свободна как в актах творения мира, так и в отдельных актах индивидуальных действий человека, стиснутого божественной предопределенностью своих действий. Поэтому свобода воли бога выступает для человека в виде необходимости, которую люди должны принять раз и навсегда. В этом случае вопрос об индивидуальной свободе воли человека снимается, так как божественная предопределенность результатов человеческой деятельности означает индивидуальную закабаленность и несвободу. Отсюда берет свое начало одно из многочисленных противоречий религии. Если человек совершает преступление, то это, прежде всего, вина верховного существа, так как человек только материальный носитель божественной воли.
Если в обществе зло часто торжествует, а добродетель не дает никаких результатов, более того, выглядит чаще всего как непрактичность и глупость, то и здесь основная вина падает на божество. Если бог не может ликвидировать зло во всех формах, то он не всемогущ. А если он, обладая абсолютной свободой воли, не хочет этого, то он не всеблаг. Это противоречие вынуждает телеологов допустить абсолютную свободу воли и у человека, но при этом эта индивидуальная свобода воли для телеологов не зависит от материальных причин и факторов. Это очень удобное допущение, которое, например, неатомистам позволяет отказаться от зависимости поступков и целей человека от экономических и исторических условий. Функционально свобода воли представляет собой возможность коррекции целей и стремлений.
Сама история превращается в комбинацию воли отдельных людей, но в таком случае возникает