Старомерчанские курганы скифского времени на Харьковщине
Старомерчанские курганы скифского времени на Харьковщине
Ганшин Александр
Курганы являются носителями необычайно большого числа информации, необходимой для реконструкции различных аспектов жизни населения скифского времени, нашего края в древности. Можно с уверенностью сказать, что в обряде погребения отражаются в определённой мере основные черты социальной структуры общества, особенности хозяйства и быта местного населения, его религиозные верования и этнографические особенности, важные для проблем генезиса и этнокультурных связей.
Особое место среди различных погребальных памятников скифского времени северскодонецкого региона занимают курганные могильники у пос. Старый Мерчик. Эти курганные погребения отличаются от остальных погребальных памятников этого времени в первую очередь своим богатством и особенностями погребальных сооружений [17, с. 282].
Стали известны археологам старомерчанскиие курганы ещё в 1940 году.
Именно на это время припадают первые археологические раскопки на данном погребальном памятнике у с. Старый Мерчик под руководством И. Н. Луцкевича. Известно, что в этом году он начал раскопки большого кургана бронзового века, находившегося в I курганной группе с каменным кромлехом под насыпью и впускным погребением скифской эпохи. Однако, начавшаяся в следующем году Великая Отечественная война не позволила завершить исследования этого курганного могильника скифского времени [4, с. 8]. Позднее разведками А. В. Бандуровского, Ю. В. Буйнова и А. К. Дегтяря в окрестностях этого поселка были зафиксированы четыре курганные группы (в общей сложности около 60 насыпей). В эти курганные группы входило от шести до 12 насыпей, высотой от 1 до 2 м [8, с. 2; 11, с. 63].
Курганная группа №1 (рис. 1, 1) относится к позднему бронзовому веку, но содержала и впускные погребения скифского периода. Они оказались очень бедными и ни чем не отличались от обычных захоронений рядовых общинников раннего железного века на Харьковщине [8, с. 2]. Следует так же отметить, что исследования этой курганной группы после И. Н. Луцкевича были возобновлены лишь в 1998 году Мерчанской экспедицией ИА НАН Украины [13, с. 120].
В связи с тем, что данная курганная группа датируется бронзовым веком (ямная культура), мы не будем на ней детально останавливаться, но все же отметим ряд характерных ей черт и особенностей [3, с. 51-52].
Практически все эти курганы имели впускные погребения раннего железного века, но эти захоронения ничем не отличались от остальных захоронений рядовых общинников скифского времени северскодонецкого региона и соответственно малоинформативны в рамках данного исследования [7, с. 4-20].
Совершенно иной, отличный от курганной группы № 1 статус имеют курганные группы №№ 2, 3 и 4. В первой из них (№ 2) археологами раскопаны только два кургана, ещё один разграблен и уничтожен «черными археологами» [4, с. 23]. Курган № 1 исследован В. Н. Окатенко весной 2007 г. В нем обнаружено парное захоронение в деревянном склепе с оружием и деталями конской сбруи. В кургане № 2, исследованном А. В. Бандуровским в 2001 году, была обнаружена золотая нашивная бляшка с фигурой свернувшегося в кольцо хищника. Датируется эта нашивная бляшка VI в. до н. э., к сожалению, этот курган оказался разрушен блиндажом времен Великой Отечественной войны. Соответственно, его погребение и насыпь были уничтожены. В кургане №3 (разрушен «черными археологами») этой же курганной группы были найдены фрагменты античной столовой керамики и бронзовое ситечко конца V - начала IV в. до н. э [6, с. 1-3].
В курганной группе № 3 раскопано 17 курганов. Все они по амфорной таре (Менда и Солоха 1, 2) [14, с. 33] и другим артефактам датируются IV в. до н. э., практически во всех погребениях здесь были деревянные склепы с парными захоронениями, в сопровождении оборонительного и наступательного вооружения [17, с. 284]. В двух курганах были найдены акинаки с золотой аппликацией рукоятей (Рис. 2, 2) (почти полная аналогия в аппликации прослеживается в чертомлыцком и куль-обском мечах) и конской уздой [1, с. 184-187; 6, с. 27]. На перекрестии одного из этих мечей имелось рельефное чеканное изображение грифонов, сидящих друг против друга, на слегка овальном стержне - лежащего оленя с ветвистыми рогами и нападающего на него сзади хищника, а на навершии - фигурка животного с повернутой назад головой [4, с. 62]. В кургане №3 так же был обнаружен и бронзовый котел (Рис 2, 3) [17, с. 284], а в кургане № 11 - позолоченный серебряный кубок с изображением букраниев и трех цветков лотоса (Рис 3, 1). Этот кубок относится к типу цилиндрошейных сосудов с шаровидным корпусом. Нижняя часть украшена каннелюрами, на круглом дне - восьмилепестковая розетка. Высота сосуда 11,2 см, наибольший диаметр корпуса 9,8 см, диаметр венчика 5,7 см. В центральной, наиболее расширенной части корпуса кубка размещен орнаментальный фриз, включающий в себя изображения трех голов быка - букраниев и трех цветков лотоса - колокольчиков. Верх бычьих голов украшен густой гривой, а лоб - левосторонней веерной розеткой. Все букрании соединены друг с другом гирляндами из бочонковидных рубчатых бус, оканчивающихся треугольными подвесками с дополнительными тремя короткими звеньями из таких же бус. Концы этих гирлянд перекинуты через рога и попарно свисают по бокам бычьих голов. Между букраниями на гирлянды