УДК 811
УДК 811. 161. 1'373. 611
ЛитвинниковА О. И.
МНОЖЕСТВЕННОСТЬ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В ГЛАГОЛАХ ОТАДЪЕКТИВНОЙ ПРОИЗВОДНОСТИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ РЕЧИ
У статті розглянуто явище множинності словотворчої мотивації серед дієслів відад'єктивної похідності російських говірок на прикладі одиниць, які характеризуються множинністю словотворчої мотивації та структури, але мають одне словотворче значення. Актуальність опису обумовлено недостатньою вивченістю вказаних похідних.
Ключові слова: множинність мотивації, словотворча структура, словотворче значення, похідність, моно- та полімотивованість.
Активное изучение проблемы множественности мотивации связано с началом 70-х годов XX века. Авторы раздела "Словообразование" Грамматики современного русского литературного языка В.В. Лопатин и И.С. Улуханов пишут: "Мотивированные слова могут соотноситься как с одним мотивирующим словом, так и с несколькими мотивирующими словами, т. е. иметь более одной мотивации" [4, 38-39]. Затем И.С. Улухановым была опубликована статья "Словообразовательная мотивация и её виды", где неединственные мотивации заняли своё место среди других типов мотивации [9, 37- 46]. Таким образом, представление о словообразовательной системе как системе мономотивированных образований было разрушено, а объектом науки перестала быть только словообразовательная пара - производное и производящее, и на одно из первых мест выдвинулось словообразовательное гнездо и его части. Наиболее яркое выражение данное направление получило в монографии А.Н. Тихонова "Проблемы составления гнездового словообразовательного словаря" [8, 106]. Вынуждена была отойти от старых критериев поиска единственной производящей основы для производного и Е.А. Земская. Однако у неё это вылилось в теорию "расхождения отношений формальной и смысловой производности". По её мнению, можно говорить о семантически производящих основах и структурно производящих основах, например, наречия на -и, -о, -ому формально выводятся из прилагательных: крапивно - 'как крапива', по- дачному - 'как на даче' [5, 86].
В 1983 году И.А. Ширшовым защищена докторская диссертация "Множественность словообразовательной мотивации в современном русском языке", выполненная на материале суффиксальных существительных, прилагательных, глаголов.
Сегодня уже очевидно, что понятие мотивированности неоднородно: наряду с мономотивированностью существует полимотивированность, они связаны друг с другом, дополняют друг друга.
Осознание этого факта показало, что теория мотивированности далеко не завершена, а в её недрах возникло направление словообразовательной науки, привлекающее к себе внимание исследователей. Центральными являются проблемы смыслового наполнения полимотивированного слова, которые в современной дериватологии поставлены, но не решены. Выявление специфики полимотивированности может быть осуществлено только на пути исследования семантики производного слова.
Многообразие терминов, предложенных для обозначения явления множественности словообразовательной мотивации (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Н.М. Шанский, Д. Ворт, В. Лопатин, И.С. Улуханов, П.А. Соболева, В.Н. Немченко, А.Н. Тихонов, Е.А. Земская, Е.Л. Гинзбург, А.И. Моисеев) отражает интенсивные поиски теоретического решения если не одной и той же проблемы, то, по крайней мере, смежных явлений.
Полагаем, что разночтения термино-понятийного характера во многом определяются как сложностью самой проблемы, так и авторским подходом к её решению, материалом исследования.
Нельзя не заметить, что чаще всего множественность словообразовательной мотивации, как бы она ни называлась исследователями, связана с тем, что определённая часть производных слов может иметь по два или более мотиватора и члениться на разные словообразовательные части.
В настоящее время в общем круге проблем множественности мотивации учёных интересует вопрос о том, где - на уровне лексемы или конкретного лексико-семантического варианта - проявляется множественная мотивация, решается который по-разному: так, И.А. Ширшов, Е.А. Земская, И.С. Улуханов, В.В. Лопатин и др. лингвисты настаивают на изучении данного являния в пределах лексико-семантического варианта; Р.М. Гейгер считает, что множественную мотивацию необходимо выявлять на уровне лексемы, поскольку "мы имеем дело с производным словом, которое в зависимости от разной структурно-семантической соотнесённости по-разному членится, что отвечает понятиям множественности мотивации и множественности словообразовательной структуры"[2, 36].
Оставляя за учёными право на дискуссию о том, в пределах одного лексико-семантического варианта или в пределах лексемы действует явление множественной мотивации, заметим, что изучение словообразовательного процесса осуществляется на уровне лексико-семантического варианта реально функционирующей единицы. Тем не менее лексико-семантический вариант - относительно самостоятельная единица, при изучении которой важен учёт первичности-вторичности того или иного лексико-семантического варианта, поскольку он является компонентом полисеманта. Следовательно, изыскания, связанные с исследованием множественности мотивации в рамках лексемы, вряд ли можно оставлять в стороне.
Множественную мотивацию, видимо, можно определить и как одновременное действие в рамках лексемы внутрисловной и межсловной деривации. Такое понимание множественной мотивации окажется значимым при изучении глубинных процессов порождения лексико-семантического варианта полисемантичных слов, смысловой структуры словообразовательных типов и характера соотношения между этими единицами.
Исходя из того, что в процессе словообразовательного описания слова, при определении его места в словообразовательной системе языка должны быть учтены все три типа множественности: множественность мотивации, множественность словообразовательной структуры, множественность словообразовательного значения, в рамках регламента данной статьи рассмотрим явление множественности мотивации в системе основных словообразовательных характеристик, определим факторы, способствующие развитию названного явления, степень его распространённости среди производных разных способов словообразования, установим специфику проявления полимотивированности в зависимости от многозначности единиц мотивационных пар, охарактеризуем лексикографическое отражение множественности мотивации на примере глаголов отадъективной производности русской народной речи.
Термин множественность мотивации (полимотивированность) мы применяем для обозначения способности производного слова иметь несколько мотивирующих. Множественность словообразовательной структуры понимаем как способность производного члениться по-разному при каждой мотивации. Именно такие случаи множественности словообразовательной мотивации (словообразовательной структуры), как известно, интересовали В.В. Виноградова и Г.О. Винокура. Следовательно, понятие множественности